Loading...
ООО «ГРАД»
Тел./факс (343) 222-29-99, 222-16-66

Вы можете


Скачать опросный лист

Главная - Статьи - Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ в городах России по водоснабжению и водоотведению за 2009-2010 года

Анализ состояния конкурентной среды на рынке услуг ЖКХ в городах России по водоснабжению и водоотведению за 2009-2010 года

Услуги по водоснабжению и водоотведению

Федеральная антимонопольная служба России, 01.09.2011 г.

1. Обеспечение населения чистой питьевой водой является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития России.
Достижение указанной цели связано, в том числе, с развитием жилищно-коммунального комплекса, ориентированнии на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, включая развитие системы государственного регулирования в секторе водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
Актуальность вопросов антимонопольного регулирования в указанной сфере определена спецификой рынка услуг по водоснабжению и водоотведению, состоящей в естественно монопольном положении поставщиков услуг.

2. Управлением был проведен анализ рынка услуг по водоснабжению и водоотведению за 2009 – 2010 гг.

3. В целях проведения данного исследования продуктовыми границами рынка определены услуга водоснабжения и услуга водоотведения.
Основной характеристикой воды является ее качество. Так, к питьевой воде предъявляются требования СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». Для доведения качества воды до требуемых норм используют водоподготовку.

По собираемым стокам канализация подразделяется на: 
- хозяйственно-бытовую канализацию;
- дождевую канализацию;
- производственную канализацию.
Водоснабжение и водоотведение представляют собой технологически не связанные процессы, осуществляемые с использованием различных инженерных систем. При этом услуга водоснабжения может оказываться без одновременного оказания услуги водоотведения. Изложенное позволяет отнести услуги водоснабжения и водоотведения к разным товарным рынкам.

4. Для рассматриваемого рынка характерно оказание услуг организациями водопроводно-канализационного хозяйства потребителям в пределах расположения сетей водоснабжения и водоотведения. Конечный потребитель приобретает и потребляет услугу только от того поставщика услуг, к сетям инженерно-технического обеспечения которого он присоединен. Присоединение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения другого поставщика не всегда возможно и требует значительных расходов.
Таким образом, географическими границами рынка являются границы локальных рынков в пределах территорий расположения технологической инфраструктуры (сетей) хозяйствующих субъектов, оказывавших услуги водоснабжения и водоотведения.

5. Всего проанализирована деятельность около 700 хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по водоснабжению и водоотведению в городах с населением более 100 тыс. человек на территории 81 субъекта Российской Федерации в 2009, 2010 годах. Большинство субъектов одновременно осуществляет деятельность по водоснабжению и водоотведению.

6. На исследуемом товарном рынке можно выделить следующие группы покупателей:

1. население и организации, потребляющее услуги водоснабжения и водоотведения для коммунально-бытовых нужд;
2. организации, использующие услуги водоснабжения и водоотведения для производственных нужд.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоснабжению, включаются организации, осуществляющие поставку воды.
В состав хозяйствующих субъектов, действующих на рынке услуг по водоотведению, включаются организации, осуществляющие отведение сточных вод потребителей на очистные сооружения.
Деятельность по водоснабжению и водоотведению в исследуемом периоде осуществляли организации различных форм собственности: 58% организаций находится в частной собственности, 36% - в государственной и муниципальной собственности, 6% организаций относятся к смешанной форме собственности.
Около 55% имущественных объектов, с использованием которых оказываются услуги водоснабжения и водоотведения, находятся в частной собственности.
Кроме того, на территории Российской Федерации осуществляют деятельность несколько крупных частных операторов в сфере водоснабжения и водоотведения, предоставляющие услуги в нескольких субъектах Российской Федерации.

7. Анализируемые рынки услуг водоснабжения и водоотведения в установленных географических границах относятся к высококонцентрированным рынкам с неразвитой конкуренцией.

8. Каждый из хозяйствующих субъектов в локальных границах территорий расположения инфраструктуры занимает доминирующее положение с долей равной 100%. 
Как правило, на рынке действует хозяйствующий субъект, оказывающий услуги с использованием централизованной системы потребителям, составляющим 80% – 90% от общего числа потребителей в муниципальном образовании. Остальные участники рынка являются, как правило, промышленными предприятиями, к сетям которых присоединены потребители, находящиеся вблизи предприятия.

9. Барьерами входа на рынки услуг по водоснабжению и водоотведению являются:
 - Владение объектами водоснабжения и водоотведения на любом законном основании. Строительство либо приобретение существующих имущественных объектов в собственность требует значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках окупаемости этих вложений, что является экономическим ограничением и затрудняет хозяйствующим субъектам вход на исследуемый товарный рынок. 
  - Возможность эксплуатации имущественных объектов теплоснабжения на основании договоров аренды, концессии, доверительного управления делает данный барьер входа на товарный рынок преодолимым.

При этом объекты водоснабжения и водоотведения характеризуются высокой степенью износа, требуют крупных инвестиций.
- государственное регулирование в сфере водоснабжения и водоотведения, в том числе ежегодное установление тарифа.
Снижение влияния данного барьера возможно за счет установления долгосрочных тарифов. Проектом закона о водоснабжении и канализовании предусмотрены долгосрочные методы регулирования тарифов в указанной сфере.
- необходимость получения разрешений на пользование подземными водными объектами.
Осуществление деятельности по водоснабжению и водоотведению предполагает использование водных объектов. В соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка.
Предусмотренная законодательством Российской Федерации процедура получения права пользования водными объектами не позволяет получить право пользования водными объектами в случае, если заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает необходимыми техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ, в том числе сведения о наличии на законном основании имущества, необходимого для оказания услуг.
Указанное положение не позволяет арендатору (концессионеру) выполнять обязанности по договору аренды (концессионному соглашению) в части осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению с использованием (эксплуатацией) объекта аренды (концессионного соглашения) до получения указанного разрешения, что может привести к расторжению договора аренды (концессионного соглашения).

10. В рамках третьего антимонопольного пакета ФАС России разработаны и внесены поправки в Закон о естественных монополиях в части включения в перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий услуг водоснабжения и водоотведения.

07.12.2011 принят Федеральный закон № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», который устанавливает правовые основы отношений, возникающих при водоснабжении и (или) оказании услуг канализования с использованием централизованных и децентрализованных систем водоснабжения и канализования, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления поселений, городских округов в сфере водоснабжения и канализования, права и обязанности организаций водопроводно-канализационного хозяйства и их абонентов. Указанный законопроект предусматривает, в том числе:
- определение гарантирующей организации;
- долгосрочное тарифное регулирование сферы ВКХ;
- введение механизма регуляторного договора, закрепляющего финансовую ответственность органов власти за необоснованное изменение ранее принятых решений об установлении тарифов;
- упрощение процедуры регистрации имущества организаций ВКХ;
- установление требований к «промышленным загрязнителям» по очищению сточных вод до установленного уровня;
- основания для ограничения прав владения и пользования, хозяйственного ведения и оперативного управления объектами централизованной системы водоснабжения и (или) канализования, в том числе при ненадлежащем исполнении организацией ВКХ своих обязательств;
- запрет на приватизацию объектов водопроводно-канализационного хозяйства.

«РЦ «Онлайн»