Loading...
ООО «ГРАД»
Тел./факс (343) 222-29-99, 222-16-66

Вы можете


Скачать опросный лист

Главная - Статьи - Проблемы неплатежеспособности управляющих организаций ЖКХ

Проблемы неплатежеспособности управляющих организаций ЖКХ

 ДОКЛАД
от 15 января 2011 года

О проблеме неплатёжеспособности организаций, управляющих многоквартирными домами и путях ее решения

Проблемы неплатежеспособности управляющих организаций ЖКХВ настоящее время в жилищно-коммунальном комплексе Российской Федерации наблюдается такое масштабное явление как массовая латентная неплатёжеспособность организаций, управляющих многоквартирными домами (далее – управляющих организаций), проявляющаяся главным образом в накоплении чрезвычайно больших сумм задолженности данных организаций перед ресурсоснабжающими организациями.

При этом в общественном мнении и отчасти в профессиональном сообществе сложилось неточное, а зачастую и искажённое представление о причинах накапливаемых долгов управляющих организаций за поставленные в многоквартирные дома коммунальные ресурсы. Так, главной причиной данного масштабного явления чаще всего называется недобросовестность управляющих организаций, проявляющуюся, по мнению многих освещающих данную проблему, в том, что управляющие организации якобы сознательно не перечисляют ресурсоснабжающим организациям мобилизованные суммы платежей собственников и нанимателей (далее – жильцов) управляемых многоквартирных домов за коммунальные услуги.

Таким образом, в общественном мнении и профессиональном сообществе, представляющем мнение ресурсоснабжающих организаций, сложилось устойчивое представление о том, что руководители и собственники бизнеса управляющих организаций осуществляют целенаправленные противоправные действия по изъятия собранных платежей за коммунальные услуги из оборота в сугубо корыстных интересах данных лиц с последующим преднамеренным банкротством этих организаций.

В незначительном количестве случаев, указанные выше противоправные процессы действительно имеют место. Однако, такое представление о действительных причинах масштабного накопления долгов большинством управляющих организаций - должников перед ресурсоснабжающими организациями искажает истинные причины происходящих процессов, а также, что самое главное, приводит к выработке юридически некорректных или неэффективных предложений по решению данной проблемы.

Вместе с тем, анализ финансового состояния управляющих организаций, для которых Корпорацией ЖКХ проводились работы по разработке Планов мер по восстановлению платёжеспособности, показывает, что определяющей причиной их неплатёжеспособности в результате накопления долгов перед ресурсоснабжающими организациями является низкая платёжная дисциплина жильцов управляемых многоквартирных домов. Так, средний коэффициент собираемости платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) жильцов многоквартирных домов в целом по России оценочно определяется экспертами в интервале от 0,9 до 0,8 (т.е. жильцами фактически оплачивается от 90 до 80% от сумм, фактически выставленных им управляющими организациями счетов-квитанций за ЖКУ). Эти усреднённые показатели подтверждаются данными указанного выше анализа финансового состояния управляющих организаций, проведённого Корпорацией ЖКХ.

На первый взгляд представляется, что «недосбор» всего лишь 10% от сумм выставленных управляющими организациями счетов-квитанций за ЖКУ жильцам управляемых многоквартирных домов не должен ввести данные организации в состояние неплатёжеспособности с последующим их банкротством. В лучшем случае - к неполучению заложенной в тарифах сумм прибыли организации - при минимальной рентабельности в те же 10%. Однако такое рассуждение будет справедливым только в том случае, если все 100% сумм, указанных в счетах-квитанциях были бы доходами управляющих организаций. Фактически же в среднем ≈75% от сумм платежей за ЖКУ жильцов многоквартирных домов составляют коммунальные платежи, предназначенные для полного перечисления ресурсоснабжающим организациям «транзитом» через счета управляющих организаций.

Принципиально важным обстоятельством при указанной доминирующей доле платежей за коммунальные услуги в общем размере платы ЖКУ, в условиях полной «транзитности» данных платежей имеет тот фактор, что ресурсоснабжающие организации выставляют управляющим организациям счета-фактуры на полную стоимость поставленных в многоквартирные дома коммунальных ресурсов без учёта фактически сложившегося устойчивого коэффициента собираемости. Так, при коэффициенте собираемости платы за ЖКУ уже в размере 0,9 ежемесячная сумма «недосбора» платежей за коммунальные услуги фактически в пределах 1-го месяца приводит любую управляющую организацию в состояние неплатёжеспособности из-за генерируемой в результате этого ежемесячной суммы долга перед ресурсоснабжающими организациями.

Действие указанных факторов усугубляется тем, что в составе платы за ЖКУ помимо ≈ 75%-й доли платежей за коммунальные услуги и ещё как минимум 5% составляют также полностью «транзитные» платежи жильцов за такие услуги как вывоз твёрдых бытовых отходов, обслуживание внутридомового газового оборудования, техническое обслуживание лифтов, и других услуг, оказываемых привлекаемыми подрядными организациями. Данные подрядные организации также выставляют управляющим организациям счета-фактуры за оказанные ими услуги (выполненные работы) на полные суммы стоимости данных услуг/работ без учёта фактической собираемости платежей жильцов управляемых многоквартирных домов.

В итоге, управляющие организации абсолютно объективно без каких либо противоправных действий со стороны их руководства попадают в так называемую «ловушку ликвидности», в предельно короткие сроки приводящую их в состояние неплатёжеспособности.

Действие эффекта «ловушки ликвидности» в процессе вхождения управляющей организации в состояние неплатёжеспособностии роль «транзитных» платежей за коммунальные услуги при коэффициенте собираемости 0,9 в формировании данного эффекта можно увидеть на следующем модельном примере:

Движение денежных средств и обязательств модельной управляющей организации


1. Общая сумма платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), начисленная и выставленная в счетах-квитанциях управляющей организацией жильцам управляемых многоквартирных домов за истекший месяц - 10 млн. руб.

2. Общая сумма платежей за коммунальные услуги (отопление, горячее и холодное водоснабжение, канализация) начисленная и выставленная в счетах-квитанциях управляющей организацией жильцам управляемых многоквартирных домов за истекший месяц (в среднем составляющая 75% от общей суммы платы за ЖКУ) ([стр.1 × 75]:100)  - 7,5 млн. руб.

3. Общая сумма платежей за «содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома» (жилищная услуга), начисленная и выставленная в счетах-квитанциях управляющей организацией жильцам управляемых домов за истекший месяц (в среднем составляющая 25% от общей суммы платы за ЖКУ) ([стр.1 × 25]:100) - 2,5 млн. руб.

4. Общая сумма в составе платы «за содержание и ремонтобщего имущества многоквартирного дома», предназначенная для оплаты работ и услуг подрядных организаций, привлекаемых управляющей организацией, начисленная и выставленная в счетах-квитанциях жильцам управляемых многоквартирных домов за истекший месяц (на вывоз твёрдых бытовых отходов, обслуживание внутридомового газового оборудования, лифтов, и т.п. - в среднем составляющая 5% от общей суммы платы за ЖКУ) ([стр.1 × 5]:100) - 0,5 млн. руб.

5. Общая сумма в составе платы «за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома», предназначенная для оплаты деятельности непосредственно управляющей организации, начисленная и выставленная в счетах-квитанциях жильцам управляемых многоквартирных домов за истекший месяц (услуга за управление многоквартирным домом, техническое обслуживание и ремонт общего имущества данным домом, составляющая в среднем 20% от общей суммы платы за ЖКУ) ([стр.1 × 20]:100) - 2 млн. руб.

6. Общая сумма платы за ЖКУ, фактически полученная управляющей организацией от жильцов управляемых многоквартирных домов при сложившемся среднем коэффициенте собираемости равном 0,9   (стр.1 × 0,9) -  9 млн. руб.

7. Общая сумма денежных средств, которую по итогам истекшего месяца необходимо перечислить ресурсоснабжающим и подрядным организациям управляющей организацией на основании выставленных ей указанными организациями счетов-фактур (стр.2 + стр.4) - 8 млн. руб.

8. Фактические располагаемые собственные доходы управляющей организации при полной оплате счетов-фактур, выставленных ей ресурсоснабжающими и подрядными организациями в условиях фактически сложившегося уровня собираемости платежей (стр.6 – стр.7) - 1 млн. руб.

9. Дефицит финансовых ресурсов, возникающий в бюджете движения денежных средств управляющей организации (кассовый разрыв в исполнении данного бюджета) в результате полной оплаты счетов-фактур, выставленных ей ресурсоснабжающими и подрядными организациями при фактически сложившемся уровне собираемости платежей (стр.5 – стр.8) - 1 млн. руб.

10. Накапливаемый за месяц при сформировавшемся дефиците финансовых ресурсов долг управляющей организации перед иными – помимо ресурсоснабжающих и подрядных организаций – категориями кредиторов(работниками организации, арендодателями офисных помещений, бюджетами всех уровней, внебюджетными фондами и др.) при средней рентабельности (прибыль/затраты) деятельности по управлению многоквартирными домами, заложенной в тарифе на содержание и ремонт общего имущества в размере 10% . [(2 млн. руб. × 10):100] - стр. 9 - - 900 тыс.руб.

 

Таким образом, приведённые в таблице данные по движению денежных средств модельной управляющей организации с ежемесячной суммой плановых поступлений доходов (выручки) в сумме 10 млн. руб., показывают, что при среднем коэффициенте собираемости данных платежей, равном 0,9 и рентабельности, заложенной в тарифе в размере 10%, данная организация постоянно генерирует каждый месяц долг в сумме 900 тыс. руб. при её общем собственном плановом месячном доходе в сумме 2 млн. руб..

То есть, ежемесячно генерируемые долги приведённой управляющей организации перед основными контрагентами из-за низкой платёжной дисциплины жильцов уже при коэффициенте собираемости 0.9 составляют:

-   45% от суммы планового ежемесячного собственного дохода управляющей организации

-   90% от суммы ежемесячного фактического (располагаемого) собственного дохода такой управляющей организации.

Приведённые показатели означают, что управляющие организации в условиях чрезвычайной инертности и устойчивости сформировавшегося в настоящее время уровня собираемости платежей за ЖКУ к любым формам внешнего воздействия не по своей вине попадают без преувеличения в катастрофическую финансовую ситуацию – «ловушку ликвидности».   

Соответственно, управляющие организации в указанных ситуациях предпочитают недоплачивать ресурсоснабжающим организациям (в сумме недополученных от жильцов средств), а не накапливать долги перед другими категориями кредиторов, т.к. в последнем случае деятельность любой из них будет прекращена в пределах 2-3 месяцев.              

По поводу приведённых аргументов в отношении объективного характера массовой латентной неплатёжеспособности управляющих организаций поверхностно видится достаточно простой контраргумент – данные организации не умеют организовать эффективный процесс профилактики и взыскания задолженности жильцов по платежам за ЖКУ. Однако такое представление складывается только при отсутствии детального знакомства с практикой деятельности управляющих организаций применительно к работе с долгами жильцов управляемых домов. Реальная же практика показывает, что средний цикл полного взыскания всей накопленной суммы задолженности по платежам за ЖКУ одного среднестатистического жильца составляет не менее 2-х лет, да и то при условии, что на определённой стадии данного процесса данный жилец становится сознательным аккуратным плательщиком и регулярно не только погашает накопленный долг, но оплачивает текущие платежи (что прослеживается на практике менее чем в 50% подобных случаев).

 Указанный выше 2-летний средний цикл полного взыскания просроченной суммы задолженности каждого жильца - должника по платежам за ЖКУ складывается из следующих сроков:

- срок накопления просроченной задолженности одного жильца – в среднем в пределах 6 месяцев (в «Правилах оказания коммунальных услуг гражданам» приводится данный срок как период, после которого может ограничиваться предоставление некоторых коммунальных услуг жильцам – неплательщикам);

- совокупный срок от даты подачи управляющей организацией искового заявления в суд, рассмотрения дела в суде, поиска судебными исполнителями источника дохода жильца - должника (из которого постепенно взыскиваются ограниченные законодательством РФ суммы) до даты полного погашения долга составляет не менее 1,5 года.

При этом необходимо иметь ввиду, что выбывающие из состава должников жильцы управляемых многоквартирных домов, как правило, замещаются новыми должниками в том же, а то и в возрастающем количестве. В итоге средний сложившийся уровень собираемости платежей за ЖКУ постоянно остаётся на том же уровне или даже уменьшается. В условиях указанного среднего 2-хлетнего цикла полного взыскания и постоянного возникновения новых должников становится понятным, что усиление работы управляющих организаций в части профилактики и взыскания долгов по платежам за ЖКУ абсолютно не решает проблемы неплатёжеспособности управляющих организаций в среднесрочной перспективе, при том, что:

- начиная с июня 2009 г. согласно вступившим в силу дополнениям к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ от 26.10.2002 г.: «неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. ...», - при этом такое состояние согласно требованиям п.2 статьи 9 указанного закона не может длиться более чем 1 месяц «с даты возникновения соответствующих обстоятельств»;

- ресурсоснабжающие организации начинают судебные действия по взысканию с управляющих организаций задолженности за поставленные коммунальные ресурсы, как правило, начиная с 6-го месяца их возникновения, которые в пределах 1-2 месяцев после этого завершаются началом принудительного взыскания по исполнительным листам большей части поступающих от жильцов денежных средств с расчётных счетов управляющих организаций в рамках исполнительного производства.

Исходя из объективно действующих факторов, приведённых выше, управляющие организации (в условиях сформировавшейся устойчивой низкой платёжной дисциплины жильцов и невозможности в среднесрочной перспективе собственными усилиями организаций кардинально её улучшить) неминуемо рано или поздно приходят к необходимости инициирования процедуры банкротства данных организаций. Это обусловлено тем, что согласно требованиям п.1 статьи 9 N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. руководитель должника «обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если:

удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами;

 …

должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества;

…»

Производимое по исполнительным листам взыскание денежных средств с расчётных счетов управляющей организации в пользу кредиторов – ресурсоснабжающих организаций как раз неизбежно приводит к невозможности исполнения такой управляющей организацией - должником денежных обязательств по оплате иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами – подрядными организациями, арендодателями офисных помещений, работниками управляющей организации и др.

Вместе с тем, следующая далее собственно процедура банкротства управляющих организаций приводит к тому, что в процессе конкурсного производства требования ресурсоснабжающих организаций - кредиторов не удовлетворяются вообще или удовлетворяются в пределах 1% от суммы долга за поставленные коммунальные ресурсы. При этом, как правило, общая сумма дебиторской задолженности жильцов перед управляющей организацией примерно равняется общей сумме кредиторской задолженности последней перед ресурсоснабжающими организациями.

Указанный выше результат процедур банкротства определяется тем, что по итогам продажи конкурсным управляющим дебиторской задолженности жильцов за ЖКУ как единственного значимого по сумме актива управляющей организации выручается максимум 5% от её номинальной величины. Это происходит потому, что единственные покупатели данных долгов – коллекторские агентства в данных ситуациях не готовы платить больше за этот исключительно проблемный с точки зрения дальнейшей монетизации актив. При этом основная часть выручки от таких продаж уходит на оплату вознаграждения конкурсного управляющего.        

Роль информационно-расчётных центров в решении проблемы эффективной организации платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги

Решение проблемы накопления управляющими организациями долгов перед ресурсоснабжающими организациями рядом экспертов видится в повсеместном создании информационно-расчетных центров, которым управляющие компании передадут функции по расчету, начислению и взиманию платы за ЖКУ. Предполагается, что решающую роль при этом должна сыграть операция так называемого «расщепления» сумм платы за ЖКУ, поступивших от жильцов, на отдельные суммы платежей по каждому виду коммунальных услуг и услуг по «содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов». С последующим перечислением «расщеплённых» сумм на расчётные счета соответствующих ресурсоснабжающих организаций и непосредственно управляющих организаций.

Вместе с тем, практика деятельности информационно-расчетные центров, показывает, что именно данную проблему они и не могут решать, поскольку вся сумма фактического «недосбора» платы за ЖКУ в части коммунальных платежей в случае проведения операции «расщепления» также учитывается в качестве безусловной кредиторской задолженности управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями. Таким образом, эффект «ловушки ликвидности» в этом случае всё равно не устраняется и управляющие организации с той же динамикой продолжают накапливать долги, не совершая ни каких противоправных действий, становятся неплатёжеспособными, неизбежно приближаясь к процедуре банкротства также с практически полной потерей накопленных долгов перед ресурсоснабжающими организациями в данных процедурах.        

Более того, детальный анализ всего комплекса юридических аспектов практики деятельности информационно-расчетных центров позволяет сделать вывод о том, что данная деятельность создаёт целый ряд дополнительных проблем правового характера.

Прежде всего, ставится под вопрос правомерность процедуры так называемого «расщепления» платежей за ЖКУ. Такая процедура не вызывает вопроса в её правомерности в случае, если все ресурсоснабжающие и иные организации имеют договорные отношения как с жильцами многоквартирных домов на предоставление коммунальных услуг, так и непосредственно с информационно-расчетным центром на начисление соответствующих платежей, выставление счетов на оплату (которые объединяются центром в единый платёжный документ платы за ЖКУ от его имени), зачисление средств на счёт этого центра с последующим перечислением данным организациям. Указанный порядок полностью легитимен лишь при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме.

Однако, согласно действующему жилищному законодательству РФ в случае, если многоквартирный дом управляется управляющей организацией, договорные отношения между ресурсоснабжающими организациями и жильцами данного дома исключаются. Остаётся только одна, представляющаяся на первый взгляд легитимной, правовая схема – включить в текст договора, заключённого между управляющей организацией и указанным центром пункт о том, что данная организация как принципал имеет право давать поручения на перечисление третьим лицам причитающихся ей средств. Неправомерность такой схемы определяется тем, что в этом случае информационно-расчетный центр начинает выполнять в чистом виде банковские операции, тогда как согласно п.1 ст.4 ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»:

«Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика обязан осуществлять прием денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, …».

Таким образом, закон № 103-ФЗ от 03.06.2009 не предусматривает возможности перечисления оператором по приёму платежей денежных средств (информационно-расчетным центром), полученных от плательщиков (жильцов многоквартирного дома) какому-либо иному лицу кроме как поставщику, т.е. в данном случае – управляющей организации. Дополнительно договором между оператором по приёму платежей денежных средств и поставщиком может быть предусмотрен порядок осуществления последующих расчетов с поставщиком, имея ввиду главным образом периодичность расчётов между ними. Ни одна норма закона № 103-ФЗ от 03.06.2009 не предусматривает возможности проведения платёжным агентом платежей иным кроме поставщика лицам, поскольку:

- это уже исключительная прерогатива банковских организаций;

- проведение таких расчётных операций в пользу третьих лиц создаёт обширные возможности для нарушения налогового законодательства, порождая бесконтрольность для налоговых органов финансовых потоков поставщиков - получателей средств (именно поэтому они настойчиво борются с операциями по проведению платежей третьими лицами за организацию-налогоплательщика, поскольку в этом случае на расчётном счёте данного налогоплательщика не отражается полная величина его доходов).       

В качестве единственной правовой проблемы деятельности информационно-расчетных центров, которую действительно решил закон № 103-ФЗ от 03.06.2009, можно назвать существовавшую до его принятия проблему выставления информационно-расчетными центрами платёжных документов жильцам многоквартирных домов от своего имени, оставив нерешёнными целый ряд других проблем.

Так, одной из достаточно сложно решаемых проблем, возникающих в практике взаимодействия управляющих организаций и информационно-расчетных центров, является проблема оформления возникающих между ними, а также с жильцами управляемых многоквартирных домов, отношений в полном соответствии с ФЗ от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных».  

Суть проблемы в том, что управляющие организации как операторы предоставляют информационно-расчетным центрам списки жильцов многоквартирных домов в разрезе лицевых счетов, которые содержат различные данные о гражданах, в том числе Ф.И.О., дату и место рождения, адрес, что является грубым нарушением указанного N 103-ФЗ от 03.06.2009.

При этом в соответствии со ст. 7 N152-ФЗ от 27.07.2006 операторами и третьими лицами, получившими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться их конфиденциальность. В силу п. п. 4, 10 ст. 3 N152-ФЗ от 27.07.2006 конфиденциальность персональных данных - обязательное для соблюдения оператором или иным получившим доступ к персональным данным лицом требование не допускать их распространение без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания.

С момента заключения договоров информационно-расчетными центрами с управляющими организациями первые осуществляют ведение лицевых счетов на основании персональных данных жильцов, переданных управляющими организациями, как правило, без санкции данных граждан, что противоречит вышеуказанным требованиям N152-ФЗ от 27.07.2006.

Согласно ст. 162 ЖК РФ между собственниками жилых помещений и управляющей организацией заключается договор управления многоквартирным домом, в котором в том числе должен быть указан порядок внесения платы за ЖКУ. Передача функций, связанных с начислением, приемом и учетом платежей, иным организациям требует обязательного получения согласия субъектов персональных данных на сопутствующую передачу таких данных.

Кроме того, необходимо иметь ввиду, что договоры, заключаемые между информационно-расчетными центрами и управляющими компаниями, являются возмездными и предусматривают оплату услуг по совершению действий по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых жильцами управляемых домов за ЖКУ, по сбору данных платежей. Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 156, п. 7 ст. 155 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется на общем собрании собственников помещений. Таким образом, заключение управляющими компаниями с информационно-расчетными центрами договоров на совершение действий по начислению, учету и приему на расчетный счет центров денежных средств, уплачиваемых жильцами управляемых домов за ЖКУ без решения общего собрания собственников помещений в данных домах о предоставлении им дополнительной платной услуги, оказываемой третьим лицом, является неправомерным действием (если конечно это не приводит к сокращению сумм платы за ЖКУ).

В отдельных регионах данные нарушения федерального законодательства стали предметом судебных разбирательств. В частности, Решением Октябрьского районного суда г. Омска от 24.06.2008, которым рассмотрено гражданское дело по иску общественной организации, специализирующейся на защите прав потребителей, в интересах неопределенного круга лиц к двум управляющим организациям и информационно-расчетному центру, была признана противоречащей действующему законодательству передача управляющей организацией функций по сбору платежей за ЖКУ центру без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирных домах. Заключенные договоры предусматривали передачу центру персональных данных всех жильцов управляемых домов в нарушение требований закона №152-ФЗ от 27.07.2006, который запрещает распространение таких данных без согласия граждан.

По условиям договоров на совершение действий по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых населением за ЖКУ, управляющие организации поручают информационно-расчетному центру производить действия по сбору данных платежей. При этом плата за услуги, удерживаемая центром с управляющей организации, устанавливается в размере 3% от каждой перечисленной центром с целевого счета суммы платежей потребителей. Материалами дела подтверждено, что заключенные управляющей организацией и центром соглашения предусматривали предоставление списка домов в разрезе лицевых счетов с указанием типа благоустройства, высоты потолков и этажности. При этом лицевые счета содержали персональные данные жильцов домов, в том числе: фамилия, имя, отчество, дату и место рождения, адрес, семейное положение. Суд указал, что в соответствии с п. 1 ст. 7 N152-ФЗ от 27.07.2006 операторами и третьими лицами, получившими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться их конфиденциальность. В судебном заседании было установлено, что с момента заключения договоров информационный центр осуществлял ведение лицевых счетов, поквартирных карточек учета и карточек регистрации и выдачу их гражданам на основании персональных данных граждан, переданных управляющими организациями, что противоречит требованиям закона.

Суд сделал вывод, что заключение управляющими организациями с информационно-расчетным центром договоров на совершение действий по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых жильцами многоквартирных домов за ЖКУ, является неправомерным. Также он указал, что в нарушение норм федерального законодательства функции, связанные с регистрацией граждан, были переданы управляющими организациями информационно-расчётному центру.

Поэтому суд признал противоправными действия ответчиков (управляющих организаций и информационно-расчетного центра) в части передачи функций по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых жильцами многоквартирных домов за ЖКУ, передаче и обработке персональных данных без согласия граждан, передаче функций по регистрации места жительства граждан. В итоге:

- управляющие организации и информационно-расчетный центр пришли к соглашению о расторжении договора на совершение действий по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых населением за ЖКУ;

- советом директоров информационно-расчетного центра было принято решение о вынесении на собрание акционеров общества вопроса о ликвидации компании, в дальнейшем собрание акционеров поддержало решение о ликвидации.

Вместе с тем, деятельность информационно-расчетных центров в качестве биллинговых организаций и операторов по приему платежей за ЖКУ безусловно полезна и полностью легитимна при условии:

- принятия общим собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решения о включении в договор управления дополнения о согласии этих собственников относительно передачи управляющей организацией информационно-расчетному центру функций по начислению и учету денежных средств, уплачиваемых ими за ЖКУ, передаче данному центру для обработки персональных данных жильцов (с последующим заключением между собственниками и управляющей организацией соответствующих дополнительных соглашений к договорам управления многоквартирным домом);

- принятия общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решения о принятии предложения управляющей организации о предоставлении им дополнительной платной услуги, оказываемой информационно-расчетным центром и утверждении величины вознаграждения, выплачиваемой данному центру.

 Необходимо при этом также иметь ввиду, что в таких ситуациях управляющим организациям крайне сложно доказать, что данная услуга обойдётся дешевле, чем затраты самой управляющей организации на самостоятельное выполнение соответствующей деятельности по начислению и взиманию платежей за ЖКУ.

В целом же деятельность информационно-расчётных центров становится исключительно полезной в случае легитимного перевода платежей жильцов за коммунальные услуги непосредственно на прямые расчёты с ресурсоснабжающими организациями, т.к. выставляя счета-квитанции платы за ЖКУ от своего имени, данные центры получают возможность:

- сначала объединить в одном платёжном документе все виды платежей за ЖКУ (что является несколько более удобным вариантом при проведении платежей жильцами, по сравнению с оплатой 3-4 счетов-квитанций от различных организаций);

- затем, получив общую сумму оплаты за ЖКУ, на законном основании «расщепить» на различные виды платежей, перечисляемые далее на счета разных организаций за отдельные виды услуг, согласно договорам, заключённым с соответствующими ресурсоснабжающими организациями, а также собственно с управляющими организациями.

Неправомерность установления прямых договорных отношений между ресурсоснабжающими организациями и собственниками/нанимателями помещений в многоквартирных домах, управляемых управляющими организациями

Как уже указывалось выше, в результате значительного количества банкротств управляющих организаций ресурсоснабжающие организации в большинстве регионов России теряют многие десятки миллиардов рублей платежей за поставленные коммунальные ресурсы.

С тем, чтобы в принципе избегать таких ситуаций представители профессионального сообщества ресурсоснабжающих организаций выступили с предложением перейти на прямые договорные отношения с жильцами многоквартирных домов по поводу предоставления им коммунальных услуг. Однако, поскольку Жилищный Кодекс РФ при наличии управляющей организации в многоквартирном доме исключает возможность установления прямых договорных отношений между жильцами и ресурсоснабжающими организациями, представители последних также предлагают внести изменения в данный кодекс, позволяющие такие отношения устанавливать.

Законодатель же, в свою очередь, не принимает указанные выше поправки в Жилищный Кодекс РФ, поскольку они разрушают принципиальную правовую концепцию деятельности управляющих организаций, которая состоит в том, что собственник помещения в многоквартирном доме при наличии управляющей организации должен иметь договорные отношения только с данной организацией (и только от неё требовать предоставления всего комплекса жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающих безопасное и комфортное проживание). Заключение собственником вместо одного договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией около десятка различных договоров сначала с ресурсоснабжающими, а затем и с подрядными организациями означает переход к непосредственному управлению многоквартирным домом (возможность которого и так предусмотрена в Жилищном кодексе РФ) и тем самым исключает необходимость функционирования управляющей организации в принципе.

Необходимо иметь также ввиду, что даже если законодательно ограничить возможность установления прямых договорных отношений только между ресурсоснабжающими организациями и жильцами многоквартирных домов, управляемых управляющими организациями, то последние всё равно де-юре утрачивают статус управляющих организаций, теряя статус исполнителей коммунальных услуг, являющихся полностью доминирующими в общем комплексе жилищно-коммунальных услуг (как по их стоимости, так и по значимости в отношении обеспечения безопасного и комфортного проживания граждан). В этом случае управляющая организация становится просто эксплуатирующей организацией, заключившей договоры на выполнение услуг и работ по «содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома» с жильцами, самостоятельно управляющими данным домом в качестве собственников. То есть перешедших на соответствующий способ управления, – а для этого не требуется внесения каких-либо изменений в ЖК РФ.

Вместе с тем, существует и уже несколько лет применяется рядом энергосбытовых организаций России финансово-правовая схема организации платежей за коммунальную услугу электроснабжения жилых помещений в многоквартирных домах, управляемых управляющими организациями, позволяющая не нарушая требований норм Жилищного кодекса РФ (т.е. не вступая в прямые договорные отношения с гражданами) производить прямые расчёты жильцов этих домов за указанную услугу непосредственно с энергосбытовыми организациями.

Указанная финансово-правовая схема осуществления платежей за коммунальные услуги требует определённого дополнительного правового оформления отношений между ресурсоснабжающими организациями и управляющими организациями, и в силу своей малой известности, пока не получила широкого распространения. При этом даже большинство энергосбытовых организаций пока также не использовали данную возможность юридически безупречного оформления уже длительное время де-факто существующих прямых расчётов за услугу энергоснабжения жилых помещений в многоквартирных домах.

Перевод платежей за коммунальные услуги жильцов многоквартирных домов на прямые расчёты между данными лицами и ресурсоснабжающими организациями – подлинное базовое решение проблемы неплатежеспособности управляющих организаций

Финансово-правовая схема организации платежей за коммунальные услуги жильцов многоквартирных домов, управляемых управляющими организациями, основывающаяся на прямых расчётах данных граждан непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (без установления между ними договорных отношений) была разработана Министерством энергетики РФ в 2008 году. Правомерность практического применения данной финансово-правовой схемы на предмет соответствия требованиям жилищного законодательства РФ в том же году была подтверждена приводимыми в приложениях 1 и 2 Решением Верховного суда РФ от 06.10.2008 N ГКПИ08-1704 и Определением Верховного суда РФ от 23.12.2008 N КАС08-666. В них Верховный суд РФ подтвердил, что передача управляющей организацией энергоснабжающей организации права на получение платы за коммунальную услугу электроснабжения происходит по правилам уступки требования (ст. 382 ГК РФ). При этом потребители коммунальных услуг не становятся стороной договора энергоснабжения.

Принципиально важным обстоятельством при этом, является то, что аргументируя указанное решение, судьи Верховного суда РФ опирались на общую правовую конструкцию взаимоотношений собственников многоквартирных домов, управляющей организации (как исполнителя коммунальных услуг) и ресурсоснабжающих организаций, рассматривая конкретную ситуацию с энергосбытовой организацией. При этом данная аргументация опиралась исключительно на нормы Жилищного и Гражданского кодексов РФ, благодаря чему она является универсальной в отношении легитимности проведения прямых расчётов между гражданами и ресурсоснабжающими организациями по всем видам коммунальных услуг без оформления между ними договорных отношений.

Отсутствие масштабной практики применения указанной финансово-правовой схемы осуществления прямых расчётов за коммунальные услуги непосредственно между гражданами и ресурсоснабжающими организациями определяется:

- очень незначительной по масштабу правоприменительной практикой в РФ проведения процедур передачи третьему лицу права на получение платы за какие-либо оказываемые услуги по правилам уступки требования согласно ст. 382 ГК РФ (имея ввиду обязательства кредиторов по их оплате за весь предстоящий период действия договора, т.е. уступку требования предстоящих платежей – в данном случае предстоящих платежей за коммунальные услуги по договору управления многоквартирным домом до конца срока его действия);

- необходимостью подготовки принципиально новых нестандартных формулировок пунктов специального договора цессии в увязке со специальными формулировками обязательного дополнительного соглашения к договору на поставку коммунальных ресурсов между ресурсоснабжающей и управляющей организациями;   

- отсутствием информации о данной финансово-правовой схеме;

- необходимостью одновременного решения ресурсоснабжающими организациями проблемы погашения управляющими организациями уже накопленных ими долгов за поставленные ресурсы, поскольку без пакетного решения ресурсоснабжающие организации рискуют потерять данные долги в процедурах банкротства управляющих организаций.

    Таким образом, условием перехода на прямые расчёты за коммунальные услуги непосредственно между гражданами и ресурсоснабжающими организациями в многоквартирных домах, управляемых управляющими организациями, является пакетное решение, предусматривающее:

- предельно точное и корректное документарное оформление всех необходимых юридических действий;

- обязательную реализацию мер по предупреждению банкротства управляющих организаций (поскольку согласно п. 2 статьи 9 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» N 127-ФЗ от 26.10.2002 г. состояние неплатёжеспособности не может длиться более чем 1 месяц «с даты возникновения соответствующих обстоятельств» - после чего переход непосредственно к процедуре банкротства этих организаций может начаться в любой момент, с неизбежной в этом случае потерей ресурсоснабжающими организациями накопленных долгов за поставленные коммунальные ресурсы).

Реализация мер по восстановлению платёжеспособности управляющих организаций - необходимое условие перевода платежей за коммунальные услуги жильцов многоквартирных домов на прямые расчёты между ними и ресурсоснабжающими организациями

Ключевым мероприятием, направленным на восстановление платёжеспособности управляющих организаций должен стать процесс разработки, согласования с кредиторами и реализации Планов мер по восстановлению платёжеспособности управляющих организаций, подготавливаемых данными организациями - должниками по инициативе ресурсоснабжающих организаций – кредиторов.

Необходимость разработки и реализации Планов мер по восстановлению платёжеспособности управляющих организаций определяется действием п.3 статьи 30 ФЗ «О банкротстве (несостоятельности)», согласно которому «3. В целях предупреждения банкротства организаций учредители (участники) должника, … до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом принимают меры, направленные на восстановление платежеспособности должника. Меры, направленные на восстановление платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или иными лицами на основании соглашения с должником.»

Следует отметить, что процедура восстановления платёжеспособности должников в целях предупреждения банкротства до подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом также пока не имеет в России широкой правоприменительной практики. Однако Корпорация ЖКХ имеет позитивный опыт проведения данных процедур путём разработки и содействия реализации Планов мер по восстановлению платёжеспособности целого ряда управляющих организаций.  

В процессе разработки и реализации указанных Планов мер по восстановлению платёжеспособности управляющих организаций:

- инициаторами разработки и реализации данных Планов мер для каждой управляющей организации совместно выступают заинтересованные в полном погашении задолженности за поставленные коммунальные ресурсы ресурсоснабжающие организации (кредиторы);

- учредители (участники) управляющих организаций – должников организуют процесс разработки и реализации Планов мер по восстановлению платёжеспособности данных организаций;

- утверждённые приказами руководителей управляющих организаций Планы мер по восстановлению их платёжеспособности становятся основой для последующего заключения между управляющими организациями и ресурсоснабжающими организациями пакета договоров (соглашений), включающего в себя:

- договоры уступки требования относительно предстоящих платежей за коммунальные услуги;

- дополнительные соглашения к договорам на поставку коммунальных ресурсов;

- соглашения (договоры) о реструктуризации накопленной кредиторской задолженности за поставленные коммунальные ресурсы.

В подготавливаемых Планах мер по восстановлению платёжеспособности управляющих организаций обязательно должны содержаться перечни, обоснование, а также сроки и порядок исполнения конкретных организационных мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности и предотвращение банкротства управляющих организаций с учетом предоставления права на реструктуризацию просроченной кредиторской задолженности данной организации перед ресурсоснабжающими и подрядными организациями.

В Планы мер по восстановлению платёжеспособности управляющих организаций включаются мероприятия, соответствующие законодательству РФ, а также финансовым и организационным возможностям управляющих организаций, обеспечивающие восстановление платёжеспособности данных организаций по итогам их реализации. Обязательными при этом, как показывает практика, являются следующие планируемые мероприятия:

- перевод платежей за коммунальные услуги на прямые расчёты между ресурсоснабжающими организациями и собственниками/пользователями помещений многоквартирных домов;

- реструктуризация задолженности управляющих организаций перед ресурсоснабжающими организациями (с периодом рассрочки платежей по её погашению, позволяющим обеспечивать устойчивую платёжеспособность управляющих организаций в течение всего данного периода);

- составление в составе Планов мер по восстановлению платёжеспособностиуправляющих организаций планов движения денежных средств данных организаций на 2-3 предстоящих года, учитывающих эффект, получаемый от реализации всех планируемых мероприятий данных Планов мер и подтверждающих реальность исполнения управляющими организациями обязательств по погашению реструктурированной задолженности перед ресурсоснабжающими организациями;

- подготовку в составе Планов мер по восстановлению платёжеспособности управляющих организаций планов-графиков реализации запланированных в них мероприятий с указанием конкретных сроков и ответственных за их исполнение должностных лиц данных организаций.

Общий срок реализации мероприятий, предусмотренных каждым Планом мер по восстановлению платёжеспособности управляющей организации, обосновывается исходя из общего периода реструктуризации просроченной кредиторской задолженности, а также характера и финансовой результативности предлагаемых мер по восстановлению платежеспособности данной организации.

Планы мер по восстановлению платёжеспособности управляющих организаций должны в обязательном порядке:

- утверждаться приказами руководителей управляющих организаций;

- согласовываться ресурсоснабжающими организациями - кредиторами на предмет обоснованности периода, на который производится реструктуризация задолженности за поставленные коммунальные ресурсы (т.к. необоснованно длительный период погашения долгов дополнительно ухудшает финансовое состояние ресурсоснабжающей организации - кредитора, а необоснованно короткий срок погашения – приводит к новому вхождению управляющей организации в состояние неплатёжеспособности и к последующему банкротству).

В качестве обобщающего резюме по кардинальному решению проблемы неплатёжеспособности управляющих организаций предлагается:

1. Довести до сведения всех ресурсоснабжающих организаций России разработанную Министерством энергетики РФ финансово-правовую схему перевода платежей за коммунальные услуги на прямые расчёты между гражданами и ресурсоснабжающими организациями без установления между ними договорных отношений;

2. Оказать содействие ресурсоснабжающим организациям России, выразившим желание перевести оплату коммунальных платежей на прямые расчёты между гражданами и ресурсоснабжающими организациями, в реализации комплекса необходимых юридических и организационных действий, направленных на осуществление такого перевода;

3. Провести одновременно с переводом платежей за коммунальные услуги на прямые расчёты между гражданами и ресурсоснабжающими организациями реструктуризацию задолженности управляющих организаций-должников за поставленные коммунальные ресурсы, а также осуществить широкомасштабную разработку и реализацию Планов мер по восстановлению платёжеспособности управляющих организаций с тем, чтобы исключить возможность их банкротства.

С целью практической реализации указанных предложений Корпорация ЖКХ во взаимодействии с заинтересованными ресурсоснабжающими организациями выражает готовность провести в регионах России необходимый комплекс работ по решению задач, предусмотренных предложениями 2 и 3. Что касается предложения 1, то данная задача может быть эффективно решена профессиональными сообществами ресурсоснабжающих организаций и Министерством регионального развития Российской Федерации   

Приложение: 1. Решение Верховного суда РФ от 06.10.2008 N ГКПИ08-1704 и 2. Определение Верховного суда РФ от 23.12.2008 N КАС08-666.

«РЦ «Онлайн»